Проблема феномена НЛО не имела бы и половины той доли успеха, которую она имеет сейчас, если бы за ней не скрывалась другая, более существенная проблема: одиноки ли мы во Вселенной или нет? Если ответ на этот вопрос положительный («Да, одиноки!»), то феномен НЛО отпадает сам собой ввиду своей абсурдности. Если же ответ на этот вопрос отрицательный («Нет, не одиноки!»), то встает проблема поиска других космических цивилизаций и налаживания контакта с ними.

На протяжении всей человеческой истории идея о существовании жизни на других планетах неоднократно высказывалась различными учеными. В научном обиходе такая идея получила название «концепции существования множества миров». Первыми учеными, высказавшими ее, были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур и Тит Лукреций Кар. Их миры были населены мифическими существами и грозными богами, полностью отличными от человека.

В эпоху Возрождения ярким (и одновременно трагическим) сторонником «концепции существования множества миров» был итальянский философ и монах-доминиканец Джордано Бруно. В своем труде «О бесконечности, Вселенной и мирах», написанном в  1584 году под влиянием открытий польского каноника Николая Коперника, он высказал мысль о том, что Вселенная бесконечна, а Земля и Солнце – всего лишь одни из многих ее рядовых планет. Следовательно, разумные формы жизни могут существовать и на других планетах. За это дерзкое предположение он был сожжен на костре как еретик.

В 16-19-х веках идеи Джордано Бруно о бесконечности Вселенной были подхвачены многими европейскими учеными и философами. Среди них были Исаак Ньютон, Вильям Гершель, Бенедикт Спиноза, Пьер Гассенди, Дени Дидро, Вольтер, Бернар Фонтенель, Камиль Фламмарион, Готфрид Лейбниц, Михаил Васильевич Ломоносов, Пьер Лаплас и Иммануил Кант. Их доказательства «концепции существования множества миров» сводилось к довольно простой идее, наиболее полно выраженной К. Фламмарионом: «обитаемость планет является единственным объяснением их существования».

В начале 20 века «концепция существования множества миров» нашла свое воплощение в философии русского космизма. Такие известные ученые и философы как Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Александр Леонидович Чижевский, Иван Антонович Ефремов, Игорь Михайлович Забелин и Николай Александрович Козырев способствовали развитию идеи о пространствах Космоса как о «колыбели жизни».

Во второй половине 20 века был сделан ряд научных открытий, позволяющий теоретически предположить, что жизнь на других планетах возможна. К ним относят следующие теории: 

• теория расширяющейся Вселенной А. Фридмана,

• теория разлетающихся галактик Э. Хаббла,

• теория относительности А. Эйнштейна.

Похожие материалы: