В детстве из бабушкиных сказок, а теперь еще из мультфильмов, мы узнаем о существовании существ, скажем так, фантастических (на «нечисть» они могут и обидеться). Это лешие, домовые, водяные, речные и полевые русалки, кикиморы. Но, что любопытно, этот народец, в основном, восточнославянский. Ну а за границей совсем иная компания: эльфы, гномы, тролли, кобольды, баньши, хоббиты. Если кто думает, что хоббитов придумал профессор Толкиен, то этот кто то ошибается – он придумал им только название. Из всей этой компании, хоббиты наиболее реальны, и в то же время наиболее загадочны, поскольку их самих никто никогда не видел. А вот жилища их остались. Еще в позапрошлом веке археологи, раскапывая холмы в Англии, обнаружили в некоторых из них спрятанные жилища какого-то маленького народца. Кровати, домашняя утварь, посуда – все было предназначено для жителей, самый высокий из которых едва достигал метрового роста.

К сожалению, археологи не обнаружили ни останков жителей холмов, ни их одежды. Судя по состоянию жилищ, их обитатели однажды не спеша оделись, забрали самое необходимое, и куда-то ушли, аккуратно закрыв за собой двери. И оставили после себя только странные кучки песка, неизвестно откуда взявшегося.

Но сейчас нас интересует не менее загадочные сущности – баньши. Прежде всего, это не они, а она. В переводе с древнеирландского означает «женщина-ведьма». По древним кельтским поверьям, ее жалобный плач предвещает смерть. Согласно тем же преданиям, у нее длинные рыжие волосы, которые она расчесывает на манер русалки, причитая возле жилища семьи, где кто-то должен скоро умереть. Правда саму баньши никто не видит, а слышат ее плач лишь близкие, но не слышат люди посторонние и сам обреченный.

В конце 60-х годов на канале Би-би-си парапсихолог Шейла СентКлер вела передачи, посвященные древним кельтским легендам и, в частности, баньши. Сведения, ею собранные, были достаточно любопытными, наводящими на определенные размышления о природе этого феномена. Оказалось, например, что баньши присутствует в фольклоре ирландцев, но отсутствует у их ближайших кельтских родственников-шотландцев. В то же время баньши – это отнюдь не региональный образ вроде нашего лесовика, который живет в дупле и даже в соседний лес не заглядывает. Ирландская плакальщица по мертвым настолько связана со своим народом, что если ирландец переберется в Африку или Австралию, баньши и там не оставит его в покое.

Один ирландец, приглашенный Шейлой на передачу, довольно оригинально изложил свою интерпретацию ее функции. Он утверждал, что в далеком прошлом некоторые из кланов имели собственных духов-хранителей. Поскольку эти существа не могли пользоваться человеческой речью, они проявляли свои чувства лишь тогда, когда человек умирал. Однако на протяжении веков ирландцы за свои грехи теряли благоволение божье, и в наши дни лишь некоторые семейства, например, О’Бранены и О’Нилы, сохранили привилегию получать предсказание о смерти от «личной» баньши.

Во всяком случае, парапсихологи и специалисты по фольклору полагают, что несмотря на название, баньши относится не столько к «маленькому народцу» ирландцев феям и эльфам, сколько к духам.

Теперь обратимся к свидетельским показаниям. Как-то ночью, в начале 1979 года, Айрин МакКормик из Эндо-вера ( графство Хемпшир, Англия), лежала в постели, когда услышала вдруг «ужаснейший, завывающий звук». В тот момент она была дома одна, а ее мать лежала при смерти в Винчестерской больнице. Одновременно она услышала, как внизу в гостиной скулит ее пес. Женщина забрала испуганную собаку наверх, и они там терпеливо дожидались рассвета. А утром пришло извещение для мисс МакКормик с просьбой прибыть в больницу. Мать ее была уже в коме, и вскоре умерла.

Но наиболее характерно показание бостонского бизнесмена Джеймса О’Барри, которому пришлось услышать плач баньши несколько раз в жизни. Сам О4Барри происходил из древней ирландской семьи, эмигрировавшей в Массачусетс в 1848 году. Впервые он услышал голос баньши, когда был еще маленьким мальчиком. «Как-то утром я лежал в постели и услышал странный звук, как будто рыдания безумной женщины. Была весна, голубое небо, за окном щебетали птицы. Когда я встал и спустился к завтраку, у кухонного стола сидел мой отец со слезами на глазах. Я прежде никогда не видел, чтобы он плакал. Мама сказала мне, что они только что узнали, что в Нью-Йорке умер мой дедушка. Смерть его была полной неожиданностью».

В 1946 году он услышал плач баньши снова. Тогда О’Барри служил офицером при штабе ВВС США на Дальнем Востоке. В 6 часов утра он был разбужен низким воющим звуком. «На этот раз я моментально понял, что это такое. Я сел в кровати, мои волосы встали дыбом. Звук становился все громче, усиливаясь и затихая, как сирена воздушной тревоги. Потом он замер, и я ощутил ужасную подавленность, потому что понял, что умер мой отец. Через несколько дней я получил подтверждение».

Спустя семнадцать лет Барри был в Торонто, совмещая отдых и бизнес. «Я лежал в постели и читал утреннюю газету, когда уши мои заполнил ужасающий вой. Я сразу вспомнил о жене, маленьком сыне, двух моих братьях и подумал о том, чтобы это не был бы кто-нибудь из них! Это произошло 22 ноября 1963 года, а ирландская баньши оплакивала гибель хорошего знакомого Барри – президента Джона Кеннеди.

Любопытный эксперимент в начале 90-х годов провел ирландский радиоинженер О Нил. Он знал легенду о баньши и сам слышал ее плач, когда умерла его младшая сестра. С того времени у него всегда под рукой был обыкновенный медицинский фонендоскоп, соединенный с чувствительным микрофоном. И когда спустя много лет в больнице от рака умирала его мать, он, услышав снова этот плач, вставил в уши трубки и записал его на магнитофон. В своей статье О4Нил честно упоминает, что воспользовался открытием пермского врача Геннадия Крохалева, который не только фотографировал зрительные галлюцинации больных, но с помощью того же фонендоскопа прослушивал их акустические галлюцинации.

Смотрите также: